МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА
Том XLIII, С. 538-541
опубликовано: 12 марта 2021г.

МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Памятник имп. Марии Александровне в Мариехамне (Финляндия). Скульптор А. Ковалёв. 2011 г. Фотография. 2014 г.Памятник имп. Марии Александровне в Мариехамне (Финляндия). Скульптор А. Ковалёв. 2011 г. Фотография. 2014 г.

Романова (урожд. принцесса Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария Гессенская; 27.07.1824, Дармштадт (совр. земля Гессен, Германия) - 22.05.1880, С.-Петербург), имп., супруга имп. Александра II Николаевича, мать имп. Александра III Александровича, благотворительница, покровительница Российского об-ва Красного Креста. Род. в семье вел. герц. Людвига II Гессенского и вел. герц. Вильгельмины Луизы Баденской. В марте 1839 г. в Дармштадте произошла встреча 14-летней принцессы с вел. князем и наследником Александром Николаевичем, сыном имп. Николая I Павловича. Цесаревич Александр, путешествовавший по Европе в поисках невесты, полюбил Марию, объявив своим родителям, что женится только на ней. После личной встречи имп. Александры Феодоровны с буд. невесткой в Дармштадте имп. Николай I дал согласие на брак.

В кон. лета 1840 г. принцесса Мария прибыла в С.-Петербург. «Взгляд мой упал на русскую землю,- признавалась она отцу,- и я подумала, что теперь только начинается труднейшая часть моей жизни, и просила у Бога Его святой помощи» (ГАРФ. Ф. 641. Оп. 1. Д. 113. Л. 35). Прот. Гавриил Меглицкий, законоучитель и духовник принцессы, готовивший ее к таинству Крещения, отозвался о ней как о «цветущей небесной юности, развивающейся в необыкновенных качествах ума и сердца» (Меглицкий. 1891. С. 286). Первые познания в рус. лит-ре, истории и культуре она получила от учителя - поэта В. А. Жуковского, и придворного гофмаршала гр. В. Д. Олсуфьева, с к-рым подолгу беседовала о Православии.

5 дек. 1840 г. принцесса Гессенская приняла Православие через миропомазание с наречением имени Мария Александровна. Таинство совершил митр. Московский и Коломенский свт. Филарет (Дроздов), крестной матерью была назначена вел. кнг. Мария Павловна, на церемонии ее замещала настоятельница Бородинского в честь Нерукотворного образа Спасителя женского монастыря игум. Мария (Тучкова). На следующий день в Большой ц. Зимнего дворца состоялось обручение. Во время парадного обеда напротив жениха и невесты сидели митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Серафим (Глаголевский), митр. Филарет (Дроздов) и архиеп. Подольский и Брацлавский Кирилл (Богословский-Платонов). 16 апр. 1841 г. М. А. стала супругой вел. кн. Александра Николаевича. Церемония бракосочетания прошла в Соборной ц. Зимнего дворца. В браке родились 8 детей: Александра (1842-1849), Николай (1843-1865), Александр (1845-1894), Владимир (1847-1909), Алексей (1850-1908), Мария (1853-1920), Сергей (1857-1905), Павел (1860-1919).

Добрая и внимательная к окружающим, М. А. быстро завоевала симпатии при русском дворе. С большим уважением относился к невестке имп. Николай I. В то же время М. А. была нерешительной, поэтому из своего окружения мало с кем сблизилась по-настоящему. Современники отмечали ее образованность, религиозность и развитое в ней чувство долга. 2 марта 1855 г. вел. кн. Александр Николаевич стал императором, М. А.- императрицей. Коронация состоялась 26 авг. 1856 г. в Успенском соборе Московского Кремля. «По Высочайшему повелению, и особенно, как говорили тогда, по желанию государыни императрицы, первенство при церковном совершении этого торжества предоставлено было старейшему и знаменитейшему архипастырю первопрестольной столицы, митрополиту Филарету»,- вспоминал очевидец событий архиеп. Тверской и Кашинский Савва (Тихомиров).

Сначала М. А. принимала участие в гос. делах, в частности в проведении крестьянской реформы. Императрица имела четкую позицию по внешнеполитическим вопросам, не раз выступала в защиту стран Балканского п-ова. Однако ее основная деятельность помимо воспитания детей была сосредоточена на развитии жен. образования и благотворительности. М. А. покровительствовала об-вам «распространения духовно-нравственных книг», «братолюбивому в Москве», «Российскому миссионерскому», «восстановления христианства на Кавказе» и мн. др.; поддерживала духовные миссии.

Продолжив дело своей предшественницы, имп. Александры Феодоровны, М. А. возглавила Ведомство учреждений имп. Марии (ВУИМ), в ведении к-рого находились жен. институты, воспитательные дома и благотворительные учреждения. Заботясь о психологическом здоровье воспитанниц закрытых жен. учебных заведений, М. А. разрешила отпускать их к родителям и опекунам на каникулярное и праздничное время. Это стало первым шагом в деле реорганизации системы жен. образования. С 1860 г. по инициативе М. А. по всей империи начали учреждать открытые всесословные жен. учебные заведения - гимназии, названные впосл. в ее честь мариинскими. На открытии 1-й из них - Мариинской гимназии в С.-Петербурге - императрица присутствовала лично. К 1878 г. существовало уже 75 гимназий и 159 прогимназий с 37 972 ученицами. М. А. приняла деятельное участие в развитии сети жен. епархиальных уч-щ, содействовала устройству уч-щ и богаделен при жен. мон-рях, занималась народными и ремесленными школами.

Др. направлением работы ВУИМ была помощь детям, старикам и калекам, которые обеспечивались питанием, жильем, их обучали, выдавали им денежные пособия. Ведомство занималось организацией приютов «для призрения детей бедных родителей», чтобы у матерей имелась возможность уходить на работу. В 1842 г. в С.-Петербурге таких приютов было 14, в Москве - 2, и начали открываться аналогичные учреждения в др. губ. городах. В 1873 г. в Российской империи насчитывалось уже 106 приютов, призревавших более 13 тыс. детей (из них 10 тыс.- «приходящих», 3 тыс.- на полном пансионе). В 1880-1881 гг. на базе Главного попечительства для пособия нуждающимся семействам воинов было создано Попечительство имп. М. А. о слепых (Мариинское попечительство).

М. А. участвовала в деятельности Об-ва попечения о раненых и больных воинах (с 1867 г.; с 1876 г. Российское общество Красного Креста (РОКК)). Почетными членами об-ва являлись имп. Александр II, великие князья и княгини, представители высшего духовенства и мн. высокопоставленные светские лица. Число благотворителей росло с каждым годом. В мае 1867 г. в составе общества было 218 чел., к кон. 1867 г.- 2503, в 1868 г.- 7985, в 1875 г.- 10 047. Увеличивалось и количество учреждений: в 1867 г. их стало 24, в 1868 г.- 87, в 1869 г.- 145, в 1875 г.- 170. Из собранных обществом денег выделялись пособия для помощи населению в зонах бедствия, пострадавшему в результате пожаров, землетрясений и т. д. Медицинские отряды РОКК боролись с эпидемиями чумы и дифтерита, сестры милосердия сопровождали русские войска и оказывали помощь раненым. Для М. А. это служение женщин «страждущему человечеству» тесно соприкасалось с понятием «о женственности, нравственной устойчивости, милосердии и христианской любви во имя Того, Кто явил пример самой высшей божественной любви» (Бертенсон. 1892. С. 11). Девизом общества она выбрала слова: «Сила не в силе, сила в любви».

Особенно интенсивной работа РОКК стала во время русско-турецкой войны (1877-1878), в ходе к-рой на помощь больным и раненым было потрачено ок. 16, 8 млн р. (не учитывая вещевых пожертвований). И без того весьма сдержанная в личных расходах, М. А. в это трудное время «отказалась даже шить себе новые платья и все эти сбережения отдавала в пользу вдов, сирот, раненых и больных» (Яковлева (Утермарк). 2002. С. 308). Солидная материальная помощь оказывалась балканским странам.

М. А. стремилась не только соблюдать внешнюю обрядность, но и постигнуть суть христианского учения, поэтому много читала и общалась с представителями православного духовенства. Каждый раз, приезжая в Москву, Александр II и М. А. уделяли время беседе с митр. Филаретом (Дроздовым). М. А. часто посещала церкви и монастыри. Так, у фрейлины А. Ф. Тютчевой сохранились записи о поездке в июне 1858 г. на Валаам, а в сент. того же года - в Новоиерусалимский в честь Воскресения Христова мужской монастырь (Тютчева. 2004. С. 414). В июне 1861 г. имп. чета побывала в Саввином Сторожевском в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужском монастыре.

Благодаря покровительству М. А. немецкий теолог К. фон Тишендорф смог соединить разрозненные части Синайского кодекса и привезти его в С.-Петербург (изд. в 1862 г., к 1000-летнему юбилею Российского гос-ва). М. А., почитавшая архим. Порфирия (Успенского), поручила ему высказать свое мнение о Четвероевангелии 1272 г., подаренном ее величеству патриархом Александрийским Иаковом II (Панкостасом). На основе этой рукописи архим. Порфирий подготовил русское изд. «Священное Писание у христианских женщин и библейская редкость у благочестивейшей Государыни Императрицы Марии Александровны» (СПб., 1864). М. А. оказывала поддержку и др. деятелям, напр. педагогу К. Д. Ушинскому, чем, по мнению революционера кн. П. А. Кропоткина, спасла его «от участи многих талантливых людей того времени, то есть от ссылки» (Кропоткин П. А. Записки революционера. СПб., 1907. С. 108).

М. А. серьезно относилась к вопросу христианского воспитания своих детей и потому с особой тщательностью подошла к выбору законоучителя для них. Она писала вел. кнг. Ольге Николаевне: «Я очень озабочена приисканием хорошего законоучителя своим детям; я бы хотела, чтобы он посвятил себя совершенно детям, чтобы он был им духовник, наставник, друг, товарищ и, мало того,- руководитель и советник самих воспитателей. Словом, чтобы он не был слишком мягок, не был бы снисходителен, но сердечность мне необходима для детей, прежде всего; чтобы он был тверд, но не фанатик, чтобы он так слился с жизнью детей, что сделался бы необходимым ее элементом, имея в виду лишь пользу церкви и их спасенье, а не мнение света, но я не хочу, чтобы в душу его запала бы хотя малейшая капля протестантизма, и очень тоже я дорожу учебною частью Закона Божьего» (ГАРФ. Ф. 641. Оп. 1. Д. 113. Л. 329 об.). Вскоре такой человек нашелся в лице свящ. Иоанна Васильевича Рождественского, через неск. лет ставшего протоиереем Малой ц. Зимнего дворца.

Глубокая религиозность помогала М. А. преодолевать жизненные испытания. В 1849 г. огромным горем стала для нее смерть 7-летней дочери Александры. Для того чтобы помочь пережить эту потерю, митр. Филарет по просьбе М. А. составил для нее особую молитву. В 1865 г. умер любимый старший сын Николай, наследник престола. От этой трагедии она уже не смогла оправиться. В сент. 1868 г. М. А. гостила у кор. Баварии Людвига II Виттельсбаха в его замке Берг, но путешествие лишь ненадолго отвлекло ее от тяжелых мыслей.

Ухудшение в состоянии здоровья М. А. и разлад с супругом, имп. Александром II, привели к тому, что она фактически отказалась от светской жизни. По рекомендации врачей основную часть времени императрица стала проводить в теплом климате Ливадии (Крым), Сан-Ремо (Италия) и Канн (Юж. Франция). Несмотря на тяжелые болезни и переживания, связанные с многочисленными покушениями на жизнь Александра II, М. А. продолжала помогать страждущим и поддерживала близких.

После кончины М. А. гроб с телом усопшей был торжественно перенесен из Зимнего дворца в Петропавловский собор, где в течение недели любой желающий мог проститься с почившей императрицей. По свидетельству коменданта Петропавловской крепости Е. И. Майделя, во все дни был «неимоверный натиск в крепость почти всего населения Петербурга» (ГАРФ. Ф. 94. Оп. 1. Д. 304. Л. 33). Погребение состоялось 28 мая 1880 г.

Память о М. А. сохранилась не только в названии мариинских гимназий. Еще в 1856 г. по высочайшему указу Александра II в Казанской губ. был основан город, получивший в честь императрицы название Мариинский Посад (ныне Чувашия). На следующий год на главном почтовом Московско-Иркутском тракте появился г. Мариинск (ныне Кемеровская обл.). В 1861 г. на Аландских о-вах был основан г. Мариехамн (ныне Маарианхамина, Финляндия). К наст. времени во всех этих городах установлены памятники М. А. Бронзовый памятник-бюст можно увидеть и в Сан-Ремо. Имя М. А. носят также Мариинский театр в С.-Петербурге (здание отстроено после пожара 1859) и Мариинский дворец в Киеве (ныне - церемониальная резиденция президента Украины). В Гефсиманском саду Иерусалима на средства детей императрицы построена ц. св. равноап. Марии Магдалины (1888). Поэт Ф. И. Тютчев, неоднократно встречавшийся с М. А. в Ницце, посвятил ей неск. стихотворений.

Арх.: ГАРФ. Ф. 641.
Ист.: Бажанов В. Б., прот. Две речи к ее высочеству принцессе Марии Гессен-Дармштатской, высоконареченной невесте Е. И. Высочества государя наследника, цесаревича и вел. кн. Александра Николаевича. СПб., 1840; Описание священнейшего коронования их Имп. Величеств государя имп. Александра Второго и государыни имп. Марии Александровны всея России. [СПб.], 1856; Речи, стихи и исслед., написанные по случаю торжества священного миропомазания и венчания на царство государя имп. Александра Второго, самодержца Всероссийского и августейшей его супруги государыни имп. Марии Александровны, ординарными профессорами Московского ун-та для торжеств. собрания 31 авг. 1856 г. М., 1856.
Лит.: Каратыгин П. П. Имп. Мария Александровна, 1824-1880. СПб., 1881; О вновь учрежденном Мариинском попечительстве для призрения слепых. СПб., 1881; Детские приюты Ведомства учреждений имп. Марии (1839-1889 гг.). СПб., 1889; Меглицкий Г. Т., прот. [Письмо к А. И. Голубовой] / Сообщ.: П. Я. Виноградов // ИВ. 1891. Т. 43. № 1. С. 283-286; Бертенсон И. В. Имп. Мария Александровна в ее заботах о деятельности Рос. об-ва Красного Креста. [СПб.], 1892; Боцяновский В. Ф., Фёдоров М. М. Ист. очерк деятельности Рос. об-ва Красного Креста. СПб., 1896. С. 56; Шумигорский Е. С. Ведомство учреждений имп. Марии (1797-1897 гг.). СПб., 1897; Письма духовных и светских лиц к митр. Московскому Филарету (с 1812 по 1867 гг.). / Биогр. сведения и поясн. примеч.: А. Н. Львов. СПб., 1900. С. 570-572; Рос. об-во Красного Креста: Ист. обзор деятельности. СПб., 1902; Толстая А. А. Записки фрейлины: Печальный эпизод из моей жизни при дворе. М., 1996. С. 55; Ольга Николаевна, вел. кнг. Сон юности. Воспоминания, 1825-1846 // Николай I: Муж, отец, император. М., 2000. С. 174-329; Антонин (Капустин), архим. Из дневников... [за 1866, 1868 и 1881 гг.] // БТ. 2001. Сб. 36. С. 183-238; Яковлева (Утермарк) А. И. Воспоминания бывш. камер-юнгферы имп. Марии Александровны // Рус. императоры, нем. принцессы: Династические связи, человеческие судьбы. М., 2002. С. 287-311; Бычков Г. И. Свт. Филарет (Дроздов): служение Церкви и Отечеству. Коломна, 2003; Тютчева А. Ф. Воспоминания. М., 2004. С. 27, 319; Милютин Д. А. Дневник, 1879-1881 / Ред.: Л. Г. Захарова. М., 20102. С. 203; Поповкин А. А. Венценосная хранительница благочестия // Рус. народная линия: Православие. Самодержавие. Народность: [Сб.] М., 2010. Т. 2: Государство. С. 124-136.
С. А. Лиманова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АЛЕКСАНДРА ФЕОДОРОВНА (1872 -1918), императрица Всероссийская, супруга мч. имп. Николая II, мц. (пам. 4 июля, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых)
  • АННА ИОАННОВНА (1693-1740), российская императрица
  • ЕКАТЕРИНА I АЛЕКСЕЕВНА (1684 (по др. данным - 1683, 1685 или 1686) - 1727), имп. Всероссийская (с 28 янв. 1725), 2-я жена имп. Петра I
  • ЕКАТЕРИНА II АЛЕКСЕЕВНА (1729 - 1796), имп. Всероссийская (с 25 дек. 1761; на престоле с 28 июня 1762)